Телефон кассы
(4812) 38-90-02

Обманчивая легкость танца

Смоленские новости 19 сентября 2018г.

b_200_150_16777215_00_images_pressa_2018_IMG-74cdea45785a7d7a4b5f0eacb8da2e97-V.jpg

Два с небольшим года назад на сцене культурно-досугового центра «Губернский» был показан спектакль, поставленный в  совершенно непривычном для Смоленска  жанре. Это был  мюзикл «Мэри Поппинс» на музыку М.Дунаевского. Его  создатели – режиссёр Виктория Кузьменкова, руководитель оркестра Дворца творчества детей и молодежи Александр Зуй и хореограф Елена Казюра. Спектакль имел большой успех у юных зрителей нашего города, что вдохновило постановочный коллектив на ещё один музыкально-хореографический опыт. На этот раз в новогодние праздники  они показали мюзикл «Снежная королева» с музыкой М.Минкова. Сказать, что и этот спектакль имел ошеломляющий успех, значит, ничего не сказать. 

   Хрестоматийная сказка Г.-Х.Андерсена в исполнении юных ( и не очень) смоленских артистов-любителей  обрела новую жизнь, и в огромной мере успеху спектаклей способствовала их  хореографическая составляющая. Дети танцевали превосходно.  Блестяще исполненные танцевальные номера помогали полнее раскрыть суть происходящего на сцене,  определяли истинный характер  взаимоотношений главных героев спектакля.  И это, конечно,   было заслугой хореографа Елены Николаевны Казюры и её воспитанников из танцевальной студии «Васильковая страна». Сегодня Елена Казюра – гость редакции «СН».Прежде всего, Елена Николаевна, как рождается танец?

 

           Это многогранный вопрос. Конечно, в  хореографии всегда первична музыка, от неё и отталкиваешься. Но существуют и другие важные  вещи. Если ставишь русский народный танец, прежде всего, изучаешь историю этого танца, какой области России он принадлежит. Предположим, «Калинка», «Ах вы, сени», хоровод – эти танцы не имеют региональной принадлежности, и они не очень интересны, поскольку не имеют корней.  А вот «Смоленский гусачок» - интересен, в нём есть определённые движения, характерные для Смоленской области. Правда, сегодня некоторые хореографы придерживаются  мнения, что  «Гусачок» попал к нам из Беларуси.  Всё может быть, мы же приграничные территории.  Важно, что в танцах каждой области есть свои движения, и, комбинируя их, хореограф создаёт определённый рисунок.  В народном танце таких движений несколько, и если у хореографа богатая фантазия, он делает хорошие танцевальные композиции. Как говорит главный эксперт по народному танцу Юрий Григорьевич Деревягин, по танцу можно судить об интеллекте хореографа. Почему я ушла  из преподавателей  хореографического  отделения института искусств  к  детям, в школу искусств?  Беда этого,  когда-то очень популярного у абитуриентов  отделения в том, что у тех, кто сегодня туда поступает, нет интеллекта. Или он находится в зачаточном состоянии.  Кроме того, в большинстве своём они – лодыри,  а лень и хореография – несовместимые вещи. Когда ты пытаешься студенту  что-то дать, а он отвечает: «А зачем мне это надо? Я и так всё знаю», что тут скажешь? 

 

Действительно  на хореографическое отделение поступают исключительно ленивые и не любопытные? Как-то не очень верится, мне, во всяком случае, поскольку помню блистательные выступления институтского театра песни и танца

   При  ректоре Евгении Александровиче Сергееве, который уделял большое внимание этому отделению, создал студенческий театр песни и танца всё было очень неплохо, но с годами, особенно  после его ухода из института – всё хуже и хуже.  Не стало полноценного набора, а, значит, и отбора.  Представляете, на шесть бюджетных мест претендуют шесть абитуриентов, причём, случайных?

 

Детский танцевальный коллектив, который Вы создали при школе искусств, назывался «Смоленские задоринки». Мастерство Ваших воспитанников  высоко оценивалось всеми, кто имел отношение к хореографии. Так было целых одиннадцать лет, а потом коллектив  исчез вместе с реорганизацией или ликвидацией школы искусств, и тогда  Вы, её директор, перешли на работу в культурно-досуговый центр «Губернский». Всё правильно?

    Нет. Я ушла раньше, в августе, а школу ликвидировали в сентябре. Вот и не верь после этого в предчувствие. Впрочем, школу искусств  при институте искусств хотели ликвидировать ещё три года назад, но тогда мы узнали об этом заблаговременно, приняли соответствующие меры, и школу удалось отстоять.  А тут всё случилось как бы внезапно, никто опомниться не успел.  Самое страшное, что коллектив школы искусств до «дня  икс» абсолютно ничего не знал. Но я давно хотела уйти. Понимаете, когда мне предложили должность директора, я согласилась на это лишь потому, что по своей наивности полагала, что смогу чем-то помочь преподавательскому коллективу, чтобы работалось интереснее и, соответственно, лучше. А потом поняла, что никому это не нужно. Люди как умеют, так и работают. И я ушла. 

             И «Смоленские задоринки» вместе с Вами?

   Нет. Мне было сказано, что коллектив остаётся там, где его база. Это потом, когда школа перестала существовать, они пришли ко мне в культурно-досуговый центр «Губернский».  Мы поменяли название, теперь мы «Васильковая страна», а в конце прошлого творческого сезона защитили звание «Образцового детского коллектива».   

              Невольно обращаешь внимание на великолепную технику Ваших юных танцовщиц, которые работают, не побоюсь этого слова,  профессионально.  У девочек не только высокий прыжок, они обладают даром элевации, зависают на мгновенье  в воздухе, то есть делают невозможное  для  самодеятельности даже самого высокого уровня. Полное ощущение, что ты на концерте учащихся специальной хореографической школы.

      А я без этого не могу. У нас есть определённый набор учебных дисциплин: четыре раза в неделю – уроки, два – классика и ансамбль, два – народный танец  и ансамбль. А ещё у нас есть занятия акробатикой. Работает  с нами  Татьяна Александровна Рябцева.  Понимаете, аппарат танцовщика – это крепкое тренированное тело. Упражнениями у станка этого не добьёшься.  Стоя у станка, ребёнок не чувствует мышц.  Мало кто чувствует натянутые мышцы, примерно, один-два из группы.  И я решила обратиться к акробатике. Простой пример.  Стоит ребёнок на руках, для чего бессознательно напрягает всё тело, потому что ему нужно приложить достаточно  мускульных усилий. Когда мы впервые попробовали стойку на руках у стены, дети просто по ней сползали. У них, по сути, не было мышц, хотя занимались у меня уже три года.  А за два года занятий акробатикой они научились стоять на руках, освоили растяжку, делают перевороты.

              Занятия с педагогом – понятно. А с какой целью Вы вводите в рисунок танца   достаточно много акробатических элементов?  

     Это интересно детям. Если раньше я зацикливалась исключительно на русском танце, то теперь я понимаю, что танцор должен быть универсален. Занятия русским танцем – это замечательно, но тренируются не все группы мышц, это  во-первых, а во-вторых, дети от него устают и, как следствие, теряют интерес. Синтезируя разнообразные элементы, даёшь возможность детям влюбляться в хореографию. Мне странно слышать от коллег, что дети не хотят заниматься у станка.  У нас такого нет, потому что существует жёсткое правило: сначала станок, затем – занятия на сцене и только потом -выступление. Других вариантов  просто быть не может.

                Скажите, Елена Николаевна,  Вы принимаете всех желающих, или   существует отбор?  

     Конечно, делаем отбор. Чтобы чего-нибудь  достичь, ребёнок должен иметь к этому способности. Если он, предположим, не в состоянии  прогнуться,  я могу повредить ему спину. У танцовщика  тело должно быть гибким, пластичным, красивым, а если ребёнку этого не дано, я просто его  сломаю, и  самое страшное – погублю его  здоровье.

                А с какого возраста разумнее всего  серьёзно учить танцевать?

     В некоторые очень хорошие коллективы берут с трёх лет, но я думаю, что оптимальный возраст – пять лет.

                А лично Вы с какого возраста стали обучаться танцам?

   С девятого класса. Мы жили на Урале, я серьёзно занималась лыжами и только в девятом классе  начала   обучаться хореографии.

                А почему вдруг?

 Не знаю. Мама меня постоянно отправляла учиться хореографии, но мне это было не надо, а в девятом классе почему-то стало надо.

                 И Вас приняли?

     А тогда в танцевальный кружок при Доме культуры брали всех желающих. Моя первая руководительница  Вера Николаевна Беляева – очень творческий человек.  Благодаря ей, я поступила в Свердловское культурно-просветительское училище, где меня обучали и классическому, и народному танцу. Училище очень крепкое, всегда было на хорошем счету, и поступить туда было достаточно сложно – большой конкурс. Но мне повезло. И преподаватели там были замечательные. Например, мой первый педагог по народному танцу  Николай Николаевич Карпов в своё время работал танцовщиком и балетмейстером в Уральском русском народном хоре. Представляете, какой это высокий уровень?  Он два года у нас преподавал, а потом был назначен  директором Екатеринбургского Дворца творчества – центра самодеятельного искусства города.

                  А как Вы оказались в Смоленске?

        После окончания училища родила сына, а когда он немного подрос,  пошла работать хореографом. Но тут вдруг поняла, что очень мало знаю, и решила поступать на заочное отделение в институт искусств. По семейным обстоятельствам выбор пал на Смоленск. А в 1999 году, когда  приехала поступать, оказалось, что заочное отделение ликвидировано и мне пришлось выбрать  дневное отделение.  Благо, была такая возможность, тем более,   отец помог купил  квартиру.   Так я оказалась в Смоленске. Конечно, если бы было заочное отделение, я никогда  не покинула Урал.

                 И в училище, и в институте Вас много чему учили, но Вы выбрали народный танец. Почему?

       Когда я училась в Смоленском государственном институте искусств, на втором курсе к нам пришла замечательный педагог Галина Андреевна Алексеева.  Она вела  народный и русский народный танец.  Гоняла нас так, что семь потов сходило. Галина Андреевна  много знала, умела и дала нам колоссальный  багаж, цену которого я начала осознавать года через два после выпуска. Конечно, она повлияла на мой выбор.  А ещё, понимаете, хотелось видеть результат. Воспитать балерину в наших условиях очень трудно, а классика, она есть и в народном танце. Это основа основ.  В последние годы мы и классику танцуем, и эстраду танцуем.

                 При постановке той или иной композиции, что у Вас в приоритете – наличие сложных элементов или красивый рисунок?

      Здесь несколько принципов. Поскольку у нас – студия, я считаю, что постановка – это тоже процесс обучения, то есть каждый новый танец должен детей чему-нибудь научить. Делать шаг назад или топтаться на месте – недопустимо. Нужно учиться, учиться и учиться, идти вперёд. С каждым экзерсисом, с каждой новой постановкой мы должны получать новые знания. Красиво – это непременное условие. Для меня красота движения, музыки – первичны. Ну, и техника, конечно. С каждой новой постановкой мы растём. Я не имею права ставить следующий танец проще, чем был предыдущий. Детям будет не интересно.

                  Вы  ещё и  ведущий методист Областного центра народного творчества, следовательно, знаете всё о любительских танцевальных коллективах области. Каково сегодня состояние хореографии на Смоленщине?  

    Есть очень хорошие коллективы, которых я прежде не знала. В этом году в детском лагере «Прудок» была третья хореографическая смена, которая называлась «Танцующий Смоленск». Организовали её департамент Смоленской области по культуре и туризму, департамент по социальному развитию, Смоленский областной центр народного творчества. Руководителем смены была я, и передо  мной   стояла  задача вывезти туда лучшие хореографические коллективы. Поскольку перед этим прошёл областной хореографический фестиваль «Ритмы века», я уже имела более-менее ясное представление о том, кто есть кто. Лучшие на сегодняшний день, с моей точки зрения, это Ирина Николаевна Рыжкова – ансамбль народного танца «Калинка» (Рославль), образцовый ансамбль бального танца «Ритм» из города Сафоново( руководитель Ирина Витальевна Филиппенкова), детская школа искусств из Ярцево (руководитель Татьяна Викторовна Савицкая) и  ансамбль эстрадного танца «Калейдоскоп»(руководитель Юлия Владимировна Толпыго)  из города  Гагарина. 

                     И чем все эти замечательные дети и их руководители занимались в «Прудке»?

       Уроками и концертной деятельностью. Для развития творческих способностей и креативности, «Прудок» - это как раз то место, где нужно быстро выучить и показать.

                       Елена Николаевна, с Вашей точки зрения, для  детских любительских  коллективов  активная концертная деятельность обязательна?

      Непременно. А ещё дети должны активно участвовать в конкурсах и фестивалях. Даже если ты попал на какой-то из них в первый раз и занял последнее место – это не значит, что ты провалился. На больших танцевальных форумах дети видят, к чему надо стремиться. А это – главное, поэтому, когда мы приезжаем на конкурс, прежде всего я учу своих детей тому, как отличать хорошие коллективы от слабеньких, обращаю их внимание на сценические костюмы участников, их манеру держаться. Всё это очень  важно. В конкурсах надо участвовать хотя бы на благо Смоленской области, чтобы все видели, какого достойного уровня в хореографии  мы достигли. 

                       Скажите, а сколько лет дети занимаются в Вашей хореографической студии?

      С первого по одиннадцатый класс. Дело в том, что все мои дети хорошо учатся в общеобразовательной школе, а потому поступают в престижные вузы и, в большинстве своём, покидают Смоленск.

                        А дети к Вам приходят по собственному волеизъявлению  или  их  мамы приводят  за ручку? 

    Конечно, мамы. Ребёнок  в начале обучения   всё воспринимает на подсознательном уровне, он ведь пока не знает, что за красивым  танцем стоит огромная, тяжёлая работа, к которой мы их приучаем постепенно. Вот все говорят: хореографические способности, театральные способности, художественные способности, но забывают о способности к труду, а я считаю, что это – главное. К сожалению, при приёме она не видна и проявляется только в процессе занятии. Я работаю много лет, и порой сталкиваюсь с тем, что из ребёнка  с прекрасными данными часто ничего не получается. Он не хочет трудиться. А бывает, что приходит ребёнок со средними данными, но с невероятной способностью к труду, и всё у него получается лучше, чем у одарённого. Но это только в самодеятельности, потому что мы, и это самое главное,  развиваем, социализируем  ребёнка, учим его жить в обществе. Наша первая задача – ориентировать его на достойную, яркую, интересную жизнь. Вторая задача – укрепить его здоровье. И третья – воспитать из него благодарного зрителя. Посмотрите, даже красивейшее искусство балета не все любят. А не любят потому, что не понимают происходящее на сцене. Поэтому наша задача воспитать благодарного зрителя, чтобы он от волшебства на сцене получал удовольствие. Это тоже очень важно

   Елена Николаевна, насколько мне известно, неугомонный постановочный коллектив, в составе Виктории Кузьменковой, Александра Зуя и Елены Казюры к предстоящему Новому готовят очередной мюзикл. На этот раз романтическую историю  Георгия Полонского на музыку Евгения Крылатова «Не покидай». Поэтому позвольте пожелать всем вам творческихуспехов в этом благородном деде – музыкально-танцевальном просветительстве юных смолян и их родителей..


 

 
Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Календарь мероприятий

Апрель 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Независимая оценка качества оказания услуг

 
Удовлетворяет ли Вас открытость, полнота и доступность информации о деятельности в культурно-досуговом центре "Губернский" , размещенная на информационных стендах в помещении организации?

Неверный Ввод

Удовлетворяет ли Вас открытость, полнота и доступность информации о деятельности культурно-досугового центра "Губернский" , размещенная на сайте организации?

Неверный Ввод

Довольны ли Вы комфортностью предоставления услуг культурно-досуговым центром "Губернский"?

Неверный Ввод

Вопрос для потребителей услуг с ограниченными возможностями здоровья: удовлетворены ли Вы доступностью услуг для инвалидов в культурно-досуговом центре "Губернский"?

Неверный Ввод

Устраивает ли Вас доброжелательность, вежливостью работников организации культуры, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги при непосредственном обращении в культурно-досуговый центр "Губернский"?

Неверный Ввод

Довольны ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников организации культуры, обеспечивающих непосредственное оказание услуги при обращении в культурно-досуговый центр "Губернский"?

Неверный Ввод

Удовлетворены ли Вы доброжелательностью, вежливостью работников культурно-досугового центра "Губернский" при использовании дистанционных форм взаимодействия?

Неверный Ввод

Готовы ли Вы рекомендовать культурно-досуговый центр "Губернский" родственникам и знакомым (могли бы ее рекомендовать, если бы была возможность выбора организации сферы культуры)?

Неверный Ввод

Довольны ли Вы организационными условиями предоставления услуг в культурно-досуговом центре "Губернский"?

Неверный Ввод

Удовлетворенны ли Вы в целом условиями оказания услуг в культурно-досуговом центре "Губернский"?

Неверный Ввод

Ваши предложения, пожелания по улучшению качества предоставляемых социальных услуг в культурно-досуговом центре "Губернский":

Неверный Ввод

 
Как Вы оцениваете информирование о предстоящих мероприятиях по 5-ти бальной системе?

(*)
Неверный Ввод

Как Вы можете оценить уровень комфортности пребывания в организации культуры по 5-бальной системе (места для сидения, гардероб, чистота помещений) по 5-ти бальной системе?

(*)
Неверный Ввод

Предлагает ли организация культуры дополнительные услуги (места общественного питания, проведение интерактивных игр, аудиогида)? Оцените по 5-ти бальной системе.

(*)
Неверный Ввод

Как Вы оцениваете транспортную и пешую доступность организации культуры по 5-ти бальной системе?

(*)
Неверный Ввод

Как Вы оцениваете удобство пользования электронными сервисами, предоставляемыми учреждением по 5-ти бальной системе?

(*)
Неверный Ввод

Как Вы оцениваете качество и содержание полиграфических материалов организации культуры (программ, буклетов, флаеров) по 5-бальной системе?

(*)
Неверный Ввод

Насколько Вы удовлетворены качеством проводимых детских мероприятий, в т.ч. с детьми- инвалидами? Оцените по 5-ти бальной системе.

(*)
Неверный Ввод

Как Вы оцениваете доброжелательность, вежливость и компетентность персонала учреждения культуры по 5-ти бальной системе?

(*)
Неверный Ввод

Ваши предложения, пожелания по улучшению качества предоставляемых учреждением культуры услуг:

Неверный Ввод

 
 

 

 
Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
Slot Gacor WordPress CMS Checker