журнал "Смоленск", январь 2015
Почти три года работает в Культурно-досуговом Центре «Губернский» молодежный шоу-театр «Апельсин ZU», руководит которым Павел Зуйков, Лауреат многих международных конкурсов по степу, участник степ-парадов в Москве, режиссер массовых представлений, театральный актер.
Он закончил отделение «Актер театра Кукол» Смоленского колледжа искусств им. Исаковского с «красным» дипломом, а затем Санкт-Петербургскую Академию искусств по той же специализации. Причем, в старейший театральный вуз России попал с благословения заведующего кафедрой, профессора Николая Наумова, одного из лучших театральных педагогов России. Николай Петрович присутствовал на выпускном экзамене студентов-кукольников в колледже искусств, заметил несомненное дарование Павла Зуйкова и предложил ему продолжить обучение в Академии, причем, поступать сразу на третий курс. Так в биографии Павла Зуйкова появилась Северная столица с театрами, музеями концертными залами и всем тем, что столицам присуще.
Что же касается степа, то в отличие от Смоленска, где серьезно им занимался под руководством заслуженного артиста РФ Анатолия Полозенко, этот жанр танцевального искусства в Питере просто подкармливал. Когда до стипендии в кармане оставалось пять копеек, студент Паша Зуйков выходил на Невский проспект к Казанскому собору и танцевал. А поскольку делал он это профессионально, туристы платили ему за доставленное удовольствие не то, чтобы много, но на прокорм хватало. Стоит заметить, что и в Европе и в Америке степ любим и популярен, а будущий артист-кукольник ко времени уличных гастролей на просторах Петербурга был уже многократным Лауреатом Международных и Всероссийских конкурсов. Первый из них случился в 1996 году, еще во времена смоленского колледжа культуры, когда поставленный балетмейстером Анатолием Полозенко танец на музыку популярной песни «Семь тысяч над Землей» в исполнении Павла Зуйкова, завоевал Гран-При на Международном конкурсе в Москве. Затем были другие конкурсы и многочисленные степ-парады с участием лучших российских и зарубежных спепистов, так что получать высшее образование в Питер приехал вполне себе подготовленный артист, лауреат и дипломант танцевального жанра под названием «степ».
Учился в Академии Павел Зуйков почти на «отлично». Если бы не отвлекался на танцевальные экзерсисы, мог бы и в этом учебном заведении «красный» диплом получить.
Знаете, как назывался его дипломный спектакль? «Индульгенция плоти или все знает Казадамус». Пьеса по произведениям Шекспира была написана Павлом Зуйковым, им же срежиссирована и сыграна. Видимо, сделанный на «отлично» дипломный спектакль и позволил ему без проблем поступить впоследствии в очную аспирантуру Академии. Хотя и тема при поступлении была заявлена весьма серьезная – «Тело артиста как одно из выразительных средств театра Кукол», из чего следует, что Павел Зуйков всегда был убежденным сторонником «синтетического» театра, в котором пластика и жест артиста, работающего в «живом» плане, кукла, слово, музыка и танец создают спектакль. То есть уже тогда Павел исповедовал философию великого французского кукольника Филиппа Жанти, который, прежде чем создать свою теорию «синтетического» театра, по заданию ЮНЕСКО объехал все страны и континенты, где знакомился с работами театра кукольных театров, изучал их направления и стилистику. На основе этих исследований он и создал свою теорию и свой Театр, который по праву считается лучшим. Так вот, сегодня в молодежном шоу-театре «Апельсин ZU» Павел Зуйков работает в манере Жанти, интересно и ново, что неудивительно, потому что посещает все тренинги и мастер-классы замечательного француза, когда тот проводит их в Москве.
А после окончания Академии искусств Павел стал артистом Смоленского Государственного драматического театра, ныне им.А.С.Грибоедова. Играл главные роли в спектаклях культового в ту пору режиссера Игоря Войтулевича, но судьба сложилась так, что он уехал на остов Тайвань, где проработал несколько лет артистом балета. Собственно, поэтому пришлось расстаться с аспирантурой.
Вернувшись в родной город, служил в областном Театре Кукол, эстетика спектаклей которого не очень устраивала и, будучи человеком рисковым, решил создать свое дело. Так появился молодежный шоу-театр «Апельсин ZU», приютил который Культурно-досуговый Центр «Губернский», Нужно отдать должное его директору Виталию Ильичу Синчурину – умеет работать с кадрами, чувствует потенциал человека, пришедшего договариваться о работе в Центре. Впрочем, у Павла уже была устойчивая репутация хорошего хореографа, руководителя танцевальной студии «Бродвей» при Смоленском государственном университете, постановщике танцев в разных коллективах города, в частности, в замечательном «Сюрпризе» Надежды Белозерцевой. Зуйков пришел в «Губернский» и создал «Апельсин ZU», рождение которого было отмечено потрясающим спектаклем на любой вкус и возраст « Развеселый Та-ра-бах или День рождения клоуна Клепы». Взяв за основу характер и приключения, связанные с ним, любимого мультяшного персонажа, Зуйков написал сценарий и придумал спектакль, который, без преувеличения, украсит любую столичную сцену и рассмешит любого, самого привередливого зрителя. В спектакле есть все – юмор (слово), музыка, танец (степ), куклы в рост человека, т.н. «ростовые», и, работающие в «живом» плане артисты. Кукол, между прочим, Павел делает своими руками. Полностью, причем, практически, без соответствующих лекал. Если хотите, «на глаз». Из меха и ткани, других подручных материалов. И каких кукол! Загляденье! Думаю, что многие видели их, вышагивающих по центральным улицам Смоленска, на городских праздниках. Представьте себе, все это сделано умными руками Павла Зуйкова. Хорошо все-таки учат в Питере: и сценарий написать, и куклу придумать и сшить, и спектакль поставить, да еще и главную роль в нем сыграть.
Материалы на костюмы и декорации приобретаются на деньги из кармана режиссера «Апельсина ZU», то есть самого Паши. А учитывая то, что они не из дешевых (это бросается в глаза), по хорошему завидуешь подвижничеству Зуйкова, его преданности деру и бескорыстному служению культуре. Да, именно культуре, потому что и танцевальные постановки, и спектакли отличаются тонким вкусом, изяществом, элегантностью, глубоким знанием предмета.
Бертольд Брехт заметил однажды, что «искусство требует знаний». Жизнь и творчество Павла Зуйкова это подтверждают весьма ярко. Он постоянно учится – на семинарах театральных хореографов, на тренингах по мастерству актера у Мишель Данер. Она, кстати, преподает его артистам Голливуда. У обладателя «Оскара» Джона Лассетера и Сэвана Гловера, который имеет в своем активе «Грэмми». Сценарному мастерству – у Роберта Макки – одного из самых именитых голливудских сценаристов.
Общение с выдающимися людьми, согласитесь, дает очень много и, прежде всего, уметь чувствовать и понимать мир вокруг себя и мир в себе. Видимо этим во многом объясняется некая универсальность Павла Зубкова, который умеет все, или почти все, что касается профессии и, кроме того, обладает способностью создавать вокруг себя творческую атмосферу, которая «заражает» всех, попавших в его орбиту. Представляю, как интересно общаться с ним его воспитанникам – артистам «Апельсина» или студентам Ярославской театральной академии, где уже Паша проводит мастер классы для будущих артистов театра и кино.
Иногда Павел Зуйков становится массовиком-затейником. Культура и искусство в провинции, как известно, дело не очень прибыльное, а семью кормить надо. Вот тут-то и играют добрую роль умение общаться, а также петь, плясать, смешить и веселить. А очень еще много знать, чтобы найти общий язык с любой аудиторией, чтобы быть ей интересным, чтобы приглашали еще и еще раз. Юбилеи и свадьбы, праздничные и профессиональные корпоративы, детские утренники и молодежные дискотеки – это тоже епархия Павла Зуйкова. Он популярный ведущий, в предпраздничные и праздничные дни, что называется, нарасхват.
В конце ноября в Смоленске состоялось два благотворительных концерта, они назывались «Ритмы родного города». Концерты, если можно так сказать, были тематическими. Средствами степа участники концертов рассказали об истории Смоленска, со времен строительства Крепостной стены до наших дней. Все сбора от концертов были отправлены детям Донецка. Вдохновителем и организатором этого безусловно доброго и нужного дела стал Павел Зуйков. Им был придуман сценарий, определены исполнители, в числе которых лучшие степисты города Анатолий Полозенко, Наташа Гомелько, Михаил Адамась, Павел Зуйков.
Еще один тематический концерт, а может быть спектакль, готовит Павел Зуйков и его артисты из «Апельсина» к 70-летию победы. В его основе будут сюжеты, взятые из «боевых» киновыпусков времен Великой Отечественной. Для того, чтобы зрелище стало достойным и праздничным, предстоит большая работа в киноархива. Но это дело пусть недалекого, но будущего. А пока артисты «Апельсина ZU» работают над новогодним представлением про клоуна Клепу. Оно будет называться – «Новогодние приключения клоуна Клепы». Пьеса, ее постановка, а также костюмы, куклы и Декорации – Павел Зуйков. Премьера состоится 3 и 4 января на сцене Культурно-досугового Центра «Губернский».
В планах режиссера и артиста Павла Зуйкова и вполне серьезная драматургия Пьеса «На улице перед дверью» немецкого автора Вольфганга Борхарда, воевавшего на Восточном фронте и лечившегося после ранения в военном госпитале в Смоленске. Этот спектакль, если он случится, будет также посвящен 70-летию Победы.
Павел называет себя продолжателем дела массовиков-затейников Зуйковых. Его отец был первым выпускником открывшегося Смоленского культурно-просветительного училища, высшее образование получал в Ленинграде. Всю свою творческую жизнь отдал клубам и Домам культуры нашего города, работал в кинопрокате, а точнее, в киноремонтных мастерских. Его путь, практически, один в один, повторяет Павел, правда кинопрокат ему не грозит по причине расформирования этой структуры.
Побольше бы таких продолжателей.