журнал "Смоленск", февраль 2015
Образцовый детский коллектив «Театр танца «Пробуждение» культурно-досугового центра «Губернский», пожалуй, самый самобытный танцевальный коллектив Смоленска. В прошлом году «Пробуждению» исполнилось двадцать лет, а это, согласитесь, по нынешним сложным, быстротекущим и достаточно суровым к искусству временам, возраст убедительный.
Созданный на базе Смоленского педагогического колледжа в 1994 году бесконечно влюбленным в танец педагогом-хореографом колледжа Еленой Крупко, детский Театр танца «Пробуждение» вот уже два десятилетия служит украшением всех концертных площадок, на которых ему доводится выступать. А это, безусловно, свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве его руководителя, сумевшего не только научить воспитанников азам танцевального искусства, но и передать им трепетное отношение к самому красивому виду искусства, потому что иначе не случится «душой исполненный полет».
Елена Крупко родом из Павлодара, куда ее родители, романтики-первоцелинники, приехали из хлебородной Украины поднимать залежные земли. И там, в Казахстане, где-то лет с пяти, маленькая Лена начала танцевать. Сначала дома, благо семья была очень музыкальной, а потом в балетном кружке местного Дома пионеров. Там и заметили ее одаренность, порекомендовав родителям серьезное обучение девочки в специальном учебном заведении. Дальше была успешная попытка поступления в Новосибирское хореографическое училище. Но в связи с младшим школьным возрастом, а Лене в ту пору было всего лишь девять, и отсутствием при училище интерната для одаренных детей, пришлось от этой возможности отказаться. На время. Потому что в четырнадцать лет была еще одна попытка, на этот раз в Пермское хореографическое училище, одно из лучших в Советском Союзе. И опять не случилось. Несмотря на прекрасные физические данные и соответствие всем параметрам, предъявляемым к соискателям на право стать студентом этой прославленной хореографической школы, Лену подвела поврежденная в детстве нога, точнее порванная связка. Не судьба. Хотя что значит «не судьба», если человек практически с рождения убежден в том, что танец – это его жизнь и, если хотите, предназначение в ней?
Дорога к профессиональному танцу, по большому счету, для Елены Крупко началась в Смоленске, куда переехала семья. Именно в нашем городе ученица 2-й средней школы впервые попробовала свои силы на поприще постановщика танцев в школьном кружке, руководила которым прекрасный педагог-хореограф Татьяна Герасимовна Чудная, сподвижница легендарной Инины Константиновны Джавровой - организатора, многолетнего бессменного художественного руководителя и главного балетмейстера Народного театра балета при Доме учителя.
Это был удивительный коллектив. Его воспитанники и участники танцевали на высочайшем профессиональном уровне, что отмечалось не только поклонниками-балетоманами, но и высоколобыми критиками из столицы. Создатель театра Ирина Джаврова – выпускница Ленинградского хореографического училища им. А.Вагановой, однокурсница великой Аллы Шелест, тоже имела «звездные» перспективы. После окончания училища она была приглашена в балетную труппу ведущего Кировского (ныне Мариинского) театра. Но жизнь сложилась так, что пришлось поменять профессию, защитить кандидатскую диссертацию, стать преподавателем Смоленского медицинского института и организовать Народный театр балета. Я почему так подробно об Ирине Константиновне? А чтобы поняли, как непросто было попасть в созданный ее коллектив девочке «со стороны». Но Лена уже многое умела, да и рекомендация Татьяны Герасимовны Чудной сыграла определенную роль. Она понравилась Джавровой, была принята в труппу и несколько лет танцевала в ней «народный» репертуар.
Призвание диктовало жизненный регламент, и в 1977 году Елена Крупко с «красным» дипломом заканчивает Смоленское культурно-просветительное училище (ныне Институт искусств), работает балетмейстером в Доме культуры крупнейшего предприятия - Смоленского льнокомбината, где создает «с нуля» танцевальный коллектив, видимо, достаточно неплохой, если его участие в смотрах и конкурсах всегда отмечалось и вниманием жюри, и Почетными грамотами. Но жизнь, как известно, штука непростая и, порой, преподносит сюрпризы, которые не совсем совпадают с планами и желаниями.
Муж Елены Викторовны по распределению отбывает на работу в Уссурийский край. А жена? Ну что жена? Как нитка за иголкой…
Но и там, в дальневосточном Уссурийске, Елена Викторовна не сидит сложа руки. Она поступает в Высшую профсоюзную школу на отделение «культурно-просветительная работа» во Владивостоке и работает в городских и заводских Домах культуры Уссурийска над созданием детских танцевальных коллективов. Причем успешно. К моменту возвращения семьи Крупко в родной Смоленск, у Елены Викторовны уже было много талантливых учеников, многие из которых, кстати, пошли по ее стопам. И знаете, что самое замечательное? Они до сиз пор, хоть прошло уже более двух десятков лет, продолжают общаться со своим любимым педагогом, звонят, зовут в гости. Согласитесь, что это самая высокая оценка твоей жизни и деяний. Потому что память сердца…
Смоленск, как известно, город небольшой, не столица, к сожалению. Поэтому на первых порах с трудоустройством было не так, чтобы очень. Но затем поступило предложение от директора эстетической гимназии №4 Леонида Трофимовича Дюга, потом появилась возможность работы педагогом-хореографом в Смоленском педагогическом колледже, откуда, в общем-то, и началась дорога Елены Крупко, педагога-хореографа, хореографа-просветителя к созданию главного своего детища – Театру танца «Пробуждение». На дворе стоял 1993 год.
Смоленский педагогический колледж стал тем местом, где Елена Викторовна Крупко в полной мере смогла проявить себя в том, что знала и умела, что чувствовала и понимала и просто… любила. Она преподавала классический танец и его основы, народный танец – его основы и композицию, детский бальный танец и методику постановки детского сюжетного танца. Вела студенческую практику по хореографии. Она разработала собственную оригинальную методику обучения детей образному и сюжетному танцу через игру в сказку. Более того, она придумала программы предметов и дисциплин по дополнительной квалификации студентов, которые на выпуске из колледжа получали дополнительную квалификацию «Педагог-хореограф дошкольных учреждений». Все это, в конечном итоге, и привело к созданию на базе педагогического колледжа театра танца «Пробуждение», в состав которого, помимо студентов колледжа, гармонично влились воспитанники детского сада «Полянка» и ученики эстетической гимназии №4, где также преподавала Елена Викторовна. Дата рождения коллектива 1994 год.
Театр танца «Пробуждение» стал не только базой повышения практических навыков студентов педагогического колледжа, совершенствования ими знаний в области эстетического воспитания детей, но и местом, где дети и подростки не только обучались искусству танца, его основным составляющим элементам, пластике, мимике и жесту, приобретали хороший вкус, осанку, манеры, умение красиво двигаться, а, значит, достойно «подавать» себя, но и приобщались к миру искусства в широком понимании этого слова. К литературе, ее самому пленительному жанру – сказке, которая лежала в основе всех хореографических композиций театра, а также к живописи, благодаря декоративному оформлению спектаклей и сценическим костюмам, ярким и выразительным, соответствующим характерам героев.
Первым спектаклем театра «Пробуждение» стал «Каменный цветок» по мотивам уральского сказа П.Бажова. Это было, действительно, яркое и запоминающееся зрелище. Создатели спектакля по главе с Еленой Викторовной Крупко не боялись экспериментировать и это стало залогом успеха. В спектакле практически не было сольных номеров. Акцент делался на массовые танцы, поставленные в разных жанрах и стилях, с включением элементов акробатики. Каждый танец передавал характер героев – рыбок, птичек, лягушат, кикимор… А костюмах и декорациях использовались мотивы русских народных промыслов, музыка была подобрана в соответствии с характерами героев, она была классической, современной, народной. Мультижанровость спектакля, гармоничное и высокопрофессиональное соединение музыки, танца, костюмов, декораций позволили передать содержание достаточно взрослого, философского сказа П.Бажова доступным языком, хорошо понятным маленькому зрителю. Приятно- непривычным было и то, что на одной сцене выступали взрослые и дети – студенты, школьники и детсадовцы. Первый блин не стал комом. Спектакль удался, а в Смоленске появился уникальный коллектив - Театр танца «Пробуждение», название которого символизировало пробуждение творческих возможностей, чувств и эмоций, безграничной веры в свои способности, что, согласитесь, само по себе – сказка.
Совмещая работу в педагогическом колледже, возглавляя художественное руководство театром «Пробуждение», принимая самое активное участие во всех научно-методических и практических конференциях, проводимых в области и городе, Елена Крупко благополучно и успешно заканчивает Московский государственный университет культуры и искусств, получила квалификацию «балетмейстер-педагог» по специальности «хореографическое искусство».Ее педагогом по народному танцу был заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии, профессор Михаил Петрович Мурашко, который, кстати, очень тепло отозвался о творческой и концертной деятельности детского театра «Пробуждение» из Смоленска. Цитирую: «Детский театр танца «пробуждение» - явление в культурной жизни Смоленска. Он хорошо известен маленьким смолянам и их родителям. Спектакли проходят при полном аншлаге и рукоплескании зрителей. Причем, постановки театра трогают не только детские души. На спектаклях театра по-доброму переосмысливают жизненные принципы и взрослые.» Вот так оценил работу своей ученицы Мастер. Достойно, не правда ли?
Впрочем, о хореографе Елене Крупко и созданном ею театре в превосходной степени писали все рецензенты, а их на протяжении двадцатилетнего существования коллектива было немало. Собственно, каждое выступление театра, будь-то сцены Дворца культуры профсоюзов, или Городского Дома культуры «Шарм», областного драматического театра или культурно-досугового центра «Губернский» (в ту пору Дом Офицеров),Ю а также концертные площадки в парках и на площадях города в праздничные дни, не остаются незамеченными средствами массовой информации, потому что все они – событие.
Событиями стали «Каменный цветок» и «Дюймовочка», Аленький цветочек» и «Золушка», «Муха-цокотуха» и «Золотая рыбка», «Незнайка и его друзья», «Бременские музыканты», и так далее, и так далее.
Помимо большой гастрольно-концертной деятельности, коллектив театра танца «Пробуждение» принимал и принимает самое активное участие во Всероссийских научно-практических конференциях, в открытиях олимпиад по литературе и слетах юных талантов, в церемониях торжественного закрытия областного конкурса «Учитель года».
Таким количеством Благодарственных писем, Дипломов, Почетных грамот и Свидетельств за подписями руководителей разных уровней – от федерального до муниципального – редко кто из руководителей творческих любительских коллективов может гордиться. У Елены Викторовны их – бесчисленное множество. С моей точки зрения не хватает одного документа – Свидетельства о присвоении Почетного звания заслуженного работника культуры России. Будем надеяться, что это случится в обозримом будущем. А пока в наградном багаже Елены Крупко и театра «Пробуждение» есть свидетельство Федерального агентства по образованию о присвоении звания Образцового детского коллектива театру танца «Пробуждение» «за высокий художественный уровень, исполнительское мастерство и активную работу по художественному воспитанию детей и молодежи». Это тоже цитата.
Искусство театра танца «Пробуждение» получило высокую оценку на фестивалях детского хореографического творчества не только на родине, но и в Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле (республика Мари Эл), в Швеции и Беларуси.
«Пробуждение» - обладатель Гранта Президента Российской Федерации и непременный участник Новогодних Губернаторских елок.
В апреле 2012 года, в связи с оптимизационными изменениями в Смоленском педагогическом колледже, Образцовый детский коллектив Театр Танца «Пробуждение» стал структурным подразделением культурно-досугового центра «Губернский». И, думается, это очень хорошо. В первую очередь потому, что администрация и художественное руководство КДЦ «Губернский», обладая удивительной способностью распознавать и коллекционировать в своих стенах самое интересное и талантливое, что есть в нашем городе, делают все для создания самых благоприятных условий для дальнейшего развития этих талантов, способствуют их известности и популярности. А во-вторых, став частью крупнейшего учреждения культуры области, театр танца «Пробуждение» получил новые возможности для участия в фестивальной и конкурсной жизни.
В этом году Театр танца «Пробуждение» в очередной раз примет участие в Международном фестивале детских хореографических коллективов «Полет над Днепром». Идея проведения фестиваля принадлежит театру, а воплощение в жизнь – культурно-досуговому центру «Губернский». Будем надеяться, что «Полет над Днепром»-2015 станет очередным ярким и незабываемым событием и в судьбе Образцового детского коллектива «Театр танца «Пробуждение» и в жизни города-Героя Смоленска, тем более, что посвящен фестиваль 70-летию Великой Победы.