Смоленские новости
19 мая на сцене Культурно-досугового центра «Губернский» отмечалось 35-летие творческой деятельности известного смоленского педагога-балетмейстера Елены Викторовны Крупко - художественного руководителя Образцового детского коллектива «Театр танца «Пробуждение» КДЦ «Губернский». Торжественное представление, а в нем участвовали и юные воспитанники Школы танца Елены Крупко, называлось «Цветик-семицветик», каждый номер- лепесток которого рассказывал об определенном периоде творческой жизни хореографа и ее воспитанников в стенах Культурно-досугового центра «Губернский».
Созданию танцев Елена Крупко посвятила 35 лет жизни. Образцовый детский коллектив «Театр танца «Пробуждение» появился на танцевальной карте Смоленска 22 года назад. В стенах КДЦ «Губернский» работает с апреля 2012 года. А до этого в биографии хореографа Крупко был Смоленский педагогический колледж, эстетическая гимназия №4, Дом культуры Смоленского льнокомбината, работа на Дальнем Востоке… Много чего было - дорога длинная. Но убежденность в правильности ее выбора не оставляла Елену Викторовну никогда.
Как любую творческую личность, меня порой одолевают сомнения. Понимаете, я убеждена в том, что если человек говорит « ах, как я талантлив!» – он не талантлив вовсе. А если он в постоянном недовольстве собой, поиске, сомнениях – в нем что-то есть. Как только прекращаются сомнения – заканчивается творчество. Но вот вчера на репетиции я увидела своих детей, ту энергию, ту любовь, которую они передавали в танце, и я была счастлива! У меня были слезы на глазах – все-таки я занимаюсь любимым делом, стараюсь выполнять его хорошо, а главное – эту любовь мне удается передать детям. Для меня танец – это не только красивая работа. Это средство воспитания, инструмент формирования представлений о мире. Я хочу, чтобы мои дети понимали: хореография – это не только способ развлекать. Она должна пробуждать чувство сопереживания, трепета, потому что это и есть искусство. И моя задача – научить детей чувствовать, понимать, что такое хорошо, а что такое плохо, что прекрасно, а что безобразно. И если они этому научатся - они научатся быть людьми. Знаете, я постоянно ищу среди своих детей единомышленников, которые, дай Бог, продолжат мое дело. Пусть они не будут высокими звездами и великими артистами. Главное, чтобы они несли по жизни свет и красоту, помогали, просвещали и учили добру. Ведь искусство – это добро и есть.
А многие Ваши воспитанники идут с танцем по жизни?
Представляете, да! Последователей у меня много. Мои выпускники, те кого я учила танцам в педколледже, работают в интернатах. В Гусино, например, с детьми-инвалидами, в Гнездовском ДК, в Ледовом дворце в Смоленске. Многие девочки работают в Москве, но многие и в глубинке, в сельских ДК. Причем, работают замечательно. И костюмы себе сами шьют и в фестивалях участвуют, и призы получают Мне это очень приятно.
Елена Викторовна, а сами Вы когда определились с призванием?
Все идет из семьи. Все закладывается в детстве. Мне повезло. Я родилась в семье, где мама – творческая личность, папа, хоть и был по образованию строителем, но очень любил песни и танцы. Я жила в атмосфере любви к искусству. У нас на первом месте было развитие духовности, все материальное – потом. Мама работала хормейстером, руководила ансамблем песни и танца в Доме пионеров в Павлодаре. Она и костюмы сама шила, и декорации делала. Мама прекрасно рисовала. Дядя и его жена тоже были музыкантами. У нас дома часто устраивались музыкальные гостиные. Тогда не у каждого была музыкальная аппаратура, а у нас она была. Приходили мамины однокурсники. Моя мама, кстати, умудрялась, работая и имея троих детей, учиться на дневном отделении музучилища. Взрослые слушали музыку оперную, балетную, симфоническую. А я сидела тихо и слушала, а потом сочиняла на эту музыку танцы. Мне тогда было лет 7-8. А вообще уверенность в том, что я буду балериной, в меня заложила бабушка. Собственно, любовь к искусству и у мамы, и у дяди Валеры – от нее. И у меня она увидела какие-то способности. Я была ребенком подвижным, очень деятельным и эмоциональным, постоянно что-то придумывала, сочиняла. А примерно с 1-го класса начала ставить спектакли. Приходили ко мне одноклассники, я включала музыку (обычно это было «Лебединое озеро») и под нее импровизировала, исполняла партии всех героев. Мне уже тогда была интересна драматургия танца, сюжетные линии. В школе я собрала «костяк» из нескольких девочек, для которых ставила танцы. И, конечно, огромное спасибо учителям, которые меня понимали и помогали во всем. Я очень тепло вспоминаю руководителя школьного танцевального кружка Александра Сергеевича. Заканчивались уроки, и мы начинали репетировать. Александр Сергеевич давал нам первые знания по сценическому гриму, костюму. Мы сами их шили, всячески украшали, а потом выступали на самых лучших сценах города Павлодара. То есть, мы практически жили в школе. Да и вообще павлодарские учителя – это нечто особенное в моей жизни. Предположим, на уроках литературы мы не только «проходили» того или иного писателя. Нас учили мыслить, дискутировать, отстаивать свою точку зрения. Иметь свое мнение не запрещалось, а приветствовалось. А когда мы переехали в Смоленск, здесь все оказалось немного другим. И вот тогда свои мысли и чувства я стала передавать через хореографию. Я многим обязана этому городу. Прежде всего, он научил меня стойкости.
В 70-х годах прошлого века в Смоленске, как я помню, культурная жизнь была достаточно активной и разнообразной, в том числе и в мире танца.
Я была свидетелем того, как развивалась хореография, и могу с уверенностью сказать, что сегодня хореография очень поднялась, в том числе по исполнительскому уровню. Но одно дело танцевать, а другое – сохранять в танце душу. Особенно в народном танце. Мне хочется, чтобы танец не просто исполняли, а чтобы его любили. Я и студентам всегда говорила, что слово, танец, традиции позволяют нам не только ощущать себя народом, но и быть им. Вот мы говорим о патриотизме. Но ведь он заключается не в том, чтобы вынести флаг на сцену? Патриотизм – это любовь к истокам. К русской песне, русским танцам, к русскому костюму. Конечно, время диктует свои правила, но национальная идентичность должна обязательно присутствовать. Мы русские и должны этим гордиться. Но если мы забыли свои истоки, то откуда гордость? Поэтому я считаю, что должна быть государственная поддержка тем коллективам, которые занимаются сохранением народного искусства, в том числе танцев. Мировоззрение нужно формировать с детства.
И чувства добрые пробуждать с детства, верно?
Я не случайно назвала свой коллектив «Пробуждением». Никто не будет спорить с тем, что пробуждение эмоциональной чувственности начинается в детстве. Помочь этому пробуждению – главная задача педагога. Я долгое время занималась дошкольной хореографией и хорошо знаю, что главное в детях закладывается, пробуждается, до пяти лет. Поэтому такое название. Цель нашего коллектива пробуждать любовь к хореографии, к прекрасному. И когда мне говорят «у Вас красивые танцы» - я счастлива. Пусть они не супермодные. Я к этому не стремлюсь. Я хочу красоты – на ней много чего держится. Человек должен жить взахлеб и каждую минуту повторять: «Ах, как здорово, что мы живем на этой планете!».
В Смоленске, как творческая личность, Вы сформировались в легендарном танцевальном коллективе, которым руководила не менее легендарная Ирина Константиновна Джаврова - выпускница ленинградского хореографического училища им. Вагановой, кандидат медицинских наук. Это был Театр балета Дома учителя.
Нет. Хореографом я стала благодаря ее ученице, самородку Татьяне Герасимовне Чудной, которая у Джавровой вела народные танцы. А до этого я два года занималась во Дворце культуры профсоюзов у Владимира Журова. Он был замечательным постановщиком и очень талантливым балетмейстером. Но все-таки главная моя благодарность Татьяне Чудной . Она была фанатом танцев, обладала ярчайшим образным мышлением. Благодаря ей я окончательно поняла, что танец – это мое призвание. Когда я попала в колледж искусств, мою любовь к хореографии укрепил Александр Владимирович Попов. А к режиссуре и постановочной работе – Михаил Петрович Мурашко и Московский государственный институт культуры. Мурашко – великий практик, у которого действительно можно научиться профессии.
Сегодня в Смоленске очень интересно работают многие хореографы. Но Ваше «Пробуждение» даже на фоне очень ярких коллективов – явление уникальное. Вам удалось в рамках одного спектакля соединить многие танцевальные жанры: и народный танец, и характерный, и классический. Это во-первых. Во-вторых, что мне кажется особенно интересным, Ваши очень точно выстроенные, совершенно законченные спектакли состоят из самостоятельных хореографических миниатюр, которые, в свою очередь, могут исполняться как оригинальные концертные номера. Такого нет ни у кого, во всяком случае, в нашем городе.
Я считаю, что коллективы должны быть разнообразными. Каждый должен иметь свое лицо, но все должны стремиться к совершенству.
Совершенство – это что-то из области абсолютного счастья?
Абсолютно счастлив только дурак. А творческая личность постоянно мечется. Сегодня - счастлив, завтра- несчастлив. Плохое слово – и трагедия. А в общем – я благодарна судьбе. Ничего в этой жизни просто так не бывает. Личность формируют встречи и расставания, семья, круг общения, надежные друзья, достойные враги. Но самое главное - то, что в тебя заложено Свыше.