Смоленские новости 28 августа 2019г.
Так случилось, что одна из самых именитых смоленских хореографов Елена Крупко, создатель и бессменный руководитель Образцового детского коллектива «Театр танца «Пробуждение» культурно-досугового центра «Губернский» недавно отметила сразу две знаковых даты: собственный юбилейный день рождения и двадцатипятилетние проекта «Пробуждение», ставшего неотъемлемой частью культурной жизни Смоленска.
Сегодня Елена Викторовна Крупко – гость редакции «СН».
Елена Викторовна, какие чувства испытывает юбиляр, отмечая практически одновременно два значительных события: свой собственный юбилей и юбилей коллектива, который считает главным делом своей жизни?
Два разных чувства. Во-первых, понятное дело, некоторую грусть от того, что годы уходят безвозвратно, а во-вторых – радость, что коллектив сохранился, пройдя большие испытания. В сложнейшие перестроечные годы, когда люди, в первую очередь, думали о том, как выжить, мы думали о гармоничном развитии личности и о том, что воспитатели детских садов, помимо всего прочего, должны уметь танцевать и петь, причём, делать это грамотно, чтобы с самого нежного возраста у ребёнка воспитывалось чувство прекрасного. Я всегда знала, что воспитателю детского сада эстетическое образование необходимо. Ну, а театр задумывался как практическая площадка, где студенты могли бы реализовывать свои дипломные проекты. А потом эта специализация в педагогическом колледже исчезла, но театр возродился в стенах культурно-досугового центра «Губернский». Конечно, трудно было перестраиваться, потому что образование – это одна система, культура – другая, хотя мы делаем одно общее дело – воспитываем личность. Нравственную, с богатой душой, понимающую, что на самом деле есть красота. И знаете, когда на юбилее мой ученик Артём Мордашов сказал: «Елена Викторовна, я благодарен Вам за то, что Вы научили меня видеть красивое», я была счастлива, потому что это – главное. А ещё для меня главное, что вырастая, мои воспитанники продолжают танцевать. Не важно, в каком качестве, на профессиональной сцене или на любительской. Важно, что они сохранили любовь к танцу.
В Смоленске Вы были первой, кто организовал детский театр танца и дал ему поэтическое название «Пробуждение». Сегодня подобных театров несколько, и думается, кто-то ещё на подходе. Что нужно делать, чтобы в такой, достаточно жёсткой, конкурентной среде не только сохранять популярность, но и успешно развиваться в современном хореографическом контексте?
Каждый театр самобытен, имеет своё лицо, а лицо, как известно, терять нельзя. Умение сохранить творческое лицо коллектива и быть актуальными в любое время – главное для любого руководителя. Но сложность в том, что дети приходят разные, с разными хореографическими запросами: один хочет танцевать одно, другой – другое. Но в нашем театре, слава Богу, подобрались такие дети и такие родители, которые понимают уникальность нашего театра. Возможно, мы не суперсовременны, зато стараемся сохранять традиции: народный танец, классический танец, который я считаю основой хореографии. Когда есть школа, от неё могут отталкиваться разные жанры, но язык танца должен быть грамотным. Наверное поэтому, у нас есть своя публика, свои поклонники. Им нравится то, что мы делаем. Я всегда за зрителя, который пришёл не просто посмотреть, но почувствовать и уйти с концерта с душевным трепетом. Мы стараемся максимально приблизиться к тому, что называют «искусством». Это главное в работе нашего коллектива.
Но, согласитесь, составляющая востребованности – соответствие времени, умение всегда быть современным.
Прежде всего, необходимо чувствовать публику. Постоянно учиться. Я, например, с удовольствием это делала. Достаточно сказать, что закончив с отличием культурно-просветительное училище, поступила в высшую профсоюзную школу культуры, а потом, почти в сорок лет, закончила Московский институт культуры. Главное – это знания, которых никогда не бывает много. Настоящий профессионал учится всю жизнь. Поэтому мы постоянно принимаем участие в различных конкурсах и фестивалях, в том числе, в Международных. И, знаете, на что я обратила внимание? Многие коллективы вернулись к народным истокам, которые вечны, а вечное всегда современно. Поэтому я и говорю своим ученикам, что мы, как нация, существуем до тех пор, пока жив наш язык, наши песни, наши танцы, наша культура.
Скажите, а как долго существует тот или иной танец в репертуаре театра?
По-разному. Танцы «на злобу дня» долго не живут. А есть такие, как, например, «Цветы России» (второе название «Пробуждение»), который переходит из сезона в сезон и, более того, дал название нашему коллективу. Его исполняли и студенты в колледже, и дети в «Губернском», а в этом году на юбилейном концерте с ним выступили родители воспитанников младшей группы. Есть танцы, созданные непосредственно к какому-либо мероприятию. Например, к 100-летию комсомола я поставила танец на песню «Я шагаю по Москве». Сегодня это наш любимый танец. Ещё в этом году у нас появился очень красивый дуэт. Взрослеют дети, взрослеет и тематика танцев. Мы уже говорим о каких-то «взрослых» взаимоотношениях, о любви, и языком современной хореографии рассказываем о зарождающемся чувстве. Танец дошёл до души зрителей, но самое главное, его с удовольствием исполняют наши солисты.
Многие Ваши воспитанники сделали хореографию своей профессией. Они востребованы, хорошо устроены, всё в их жизни складно и ладно. А сегодняшнее поколение юных артистов даёт надежду на то, что кто-то из них станет продолжателем Вашего дела?
Конечно. Я делаю ставку на Артёма Мордашова. Он занимается у меня с трёх с половиной лет. Артём воспитан на танцах нашего коллектива, все их знает. Он и народным танцем владеет, и классическим, и бальными танцами занимается. Пока он мечтает о профессии танцовщика или балетмейстера, а что там будет через год, поживём – увидим. Понимаете, профессию нужно получать такую, чтобы она давала уверенность и помогала жить. Чтобы идти по пути хореографии, надо быть её большим фанатом. Эта профессия поглощает полностью и редко кто из тех, кого я знаю, имеют полноценные семьи, а значит спутника жизни, который тебя понимает и поддерживает. Мы работаем и по вечерам, и в праздничные дни, и голова постоянно забита постановочными и репертуарными планами. Нужно думать о каждом ребёнке, о том, какой танец на него поставить, чтобы показать самые выигрышные стороны. В этом и заключается искусство балетмейстера.
Которое сегодня плохо кормит.
Знаете, смотря где. Мои ученицы, работающие хореографами в московских детских садах, кормят и себя, и свою семью, и съёмную квартиру оплачивают. И потом, не всё определяется деньгами. Многие в этой профессии реализовываются, для кого-то это - потребность души. Согласитесь, что заниматься любимым делом – большое счастье.
Каким Вы видите будущее театра танца «Пробуждение»?
Сегодня трудно загадывать, но новые танцы, новые спектакли, новые дети и понимающие родители будут обязательно. У нас очень хорошая младшая группа воспитанников, активные и позитивные родители. Они молодые, всем чуть-чуть за тридцать. Наверное, поэтому принимают активное участие в жизни театра. Вообще, у меня есть мечта создать семейный театр, где на одной сцене – родители и дети. Это очень объединяет семью, по себе знаю. Когда мой сын переживал сложный подростковый возраст, я привлекала его к работе в театре. Он фонограммы делал.
А чего пожелать «двойному» юбиляру?
Вы удивитесь, но материальной поддержки. Понимаете, душа – душой, увлечённость – увлечённостью, но на что-то нужно шить костюмы, сооружать декорации, да и поездки на фестивали требуют серьёзных финансовых затрат. Искусство стоит дорого.
А мы желаем Вам здоровья, неиссякаемых душевных и физических сил, благодарных зрителей и талантливых учеников. Кстати, в наступающем творческом сезоне будет набор в театр танца «Пробуждение»?
Обязательно. Более того, он уже начался. Образцовый детский коллектив «Театр танца «Пробуждение» культурно-досугового центра «Губернский» ждёт новое пополнение артистов в младшую, среднюю и старшую группы театра.